Соловьев В.С., идеи, суждения. Эссе. Культурология.

В каталог

Соловьев Владимир Сергеевич(1853-1900) - философ, поэт, публицист и критик, профессор МГУ. Сын историка С.М. Соловьева. Окончил историко-филологический факультет Московского университета защитил в 1874 г. магистерскую диссертацию.

Основные работы: «Философских началах цельного знания» (1877), «Оправдание добра» (1897), “Русская идея” (1888) и др.

На молодого В.Соловьева существенное влияние оказали идеи первых славянофилов. Предложил универсальное философско-историческое и культурологическое построение, в котором Россия осмыслена как соединение-синтез культурных традиций Востока и Запада на основе истинного христианства.

Россия по Соловьеву как «третья сила», которая прямо не зависит ни от Востока, ни от Запада, образуя особый мир, вполне сопоставимый с первыми двумя , хотя своеобразный и неповторимый (позиция евразийцев ).

В.Соловьев выделяет три ступени всемирно-исторического развития цивилизации: Восток, Запад, Россия. Две из которых, пройдены. Первая ступень: Восток ( в лице исламского мира он присутствует в качестве «первой силы» и на второй ступени).  Затем христианский рубеж и главенствует Запад (цивилизация западно-европейских народов). Ни Византия, ни античность, ни Древняя Русь не рассматривались в качестве значимых культурно-исторических и политических образований.

Считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм.

В. Соловьев представляет культуру в триадической схеме: творчество-знание-практика. Культура имеет и три степени выражения: материальную (архитектура, наука, экономика), формальную (искусство, философия, государство) и абсолютную (мистика, теология, церковь. Три формации культурно-исторического развития: родовая, национально-государственная и универсальная (буддизм, греческая философия и христианство).

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего».

Всеединство – совершенное единство бытия, человеческой жизни и культуры, гармония всех частей мирового целого, предполагающая взаимопроникновение всех элементов, которые при этом не утрачивают своей индивидуальности. По мнению Соловьева все находится в процессе, нет ничего отдельного не связанного со всем. Постоянное сотрудничество стран в науке, технике  и т.д делает из культурного человечества одно целое, живущее одной общей жизнью. «Требуется, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». “Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным”'. Два вида всеединства - истинное и ложное: “Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”.

Мыслитель ищет золотую середину: синтеза веры, нравственности и разума.

По Соловьеву, три “кита”, на которых покоится наша нравственность, - это свойственные человеку от природы чувства стыда (совесть), жалости и благоговения (благодарность предкам).

Выступая против "потребительства", и, призывая к осознанному ограничению растущих человеческих потребностей, Вл.Соловьев утверждал, что цель христианского аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств, - не ослабление плоти, а "усиление духа для преображения плоти". В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей каждой нации, а, напротив, усиление национального духа.

Токарева Е.В. Katysabio

Ростов-на-Дону, 2014 г. Культурология.

Список литературы

  1. Культурология  в вопросах и ответах. Под ред. д.ф.н, проф.Г.В.Драча., Феникс, 1997
  2. История философии: учебник для высших учебных заведений. Ред. В,П.Кохановского, Феникс, 20011
  3. Культурология  в вопросах и ответах: учебное пособие. А.Л. Доброхотов,  , Калинкин А. Т. Москва: Проспект, 2013
В каталог